С 1 сентября 2022 г начинают действовать поправки к закону «О защите прав потребителей» и «Правила заключения договоров на оказание платных медицинских услуг». Поправки напрямую касаются договорной работы и взаимодействия с пациентами стоматологий. Мы сделали краткий обзор новых требований и рассказали, что нужно сделать клиникам, чтобы привести документацию в соответствии с обновленными нормами.
Что меняется для клиники и пациентов
Поправки к закону расширили и конкретизировали нормы о недопустимых условиях договора. В перечень недопустимых условий вошли 16 пунктов.
Обновленные « Правила предоставления платных медицинских услуг» пересматривают требования к составлению, хранению договоров и работе с претензиями пациентов. Мы приводим основные моменты, которые потребуют скорректировать договорную работу и локальные регламенты по клинике.
Требования поправок к закону «О защите прав потребителей»h | Нормы «Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» |
---|---|
|
|
Пункт об отказе пациентов предоставлять персональные данные для заключения договора требует пояснения.
Закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ» в п.2) части 5 ст.84 разрешает оказывать платные медицинские услуги анонимно, но отсутствие четкого юридического регулирования вопроса приводит к правовой коллизии. Так, законодательством не определены конкретные случаи использования псевдонимов и нет подзаконных актов, которые позволили бы клинике реализовывать услуги анонимного лечения. В частности, ст.19 ГК РФ требует, чтобы при заключении договора гражданин указывал в документе как минимум имя и фамилию. Таким образом, напрямую законом не установлены ни случаи, ни порядок использования псевдонимов для получения медпомощи, а для клиник не определены механизмы правовой защиты.
Пока медицинская отрасль ждет уточнений от регулятора, специалисты в области медицинского права рекомендуют указывать в договоре сведения, которые пациент сам посчитает нужными. Главное, чтобы он подтвердил их подписью. В этом случае за достоверность предоставленных сведений будет отвечать не клиника, а пациент.
С другой стороны, обновленные «Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» в п. 21 требуют от пациента «данные документа, удостоверяющего личность» и отмечают, что договор должен содержать «фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства, иные адреса, на которые исполнитель может направлять ответы на письменные обращения (при их указании в договоре) и телефон».
Дополнение «не требуется при предоставлении медицинских услуг анонимно» касается случаев медпомощи больным ВИЧ, алкоголизмом, наркоманией. Варианты оказания медицинских услуг на условиях анонимности указаны в СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» и приказе Минздрава от 23.08.1999 № 327.
Как клинике подготовиться к новым законодательным нормам
До 1 сентября клинике необходимо пересмотреть локальную документацию, внести изменения в договоры и скорректировать практику претензионной работы.
- Проверьте шаблоны договоров и вместе с юридической службой измените формулировки, попавшие под запрет.
- Составьте доп.соглашения для действующих договоров с учетом новых требований.
- Утвердите изменения к договорам приказом по медучреждению. Таким же образом внесите изменения к «Положению об оказании платных медицинских услуг», если этот документ есть в клинике.
- Проработайте с администраторами ответы на вопросы пациентов о допсоглашениях, определите порядок взаимодействия с клиентами, отказывающимися предоставлять персональные данные. Проинформируйте ответственных лиц о сроках ответа на претензии и запросы.
- Разработайте смету и пакет документов, которые нужно собрать для пациента после исполнения договора. Проверьте все формы и бланки, где указывается персональные данные пациентов.
- Скорректируйте форму согласия на обработку персональных данных так, чтобы в ней остались только данные из п.21 «Правил предоставления медицинским организациями платных медицинских услуг».
- Если согласие на обработку персональных данных объединено с согласием на получение рекламных акций и предложений — разделите его на два отдельных документа. Обработку персональных данных и рекламные рассылки регулируют два разных регулятора — Роскомнадзор и ФАС России.
Мы держим на контроле основные вопросы работы стоматологических клиник и сообщаем о самых важных изменениях. Следите за нашими публикациями.
Важно! Статья носит информационный характер. Мы не консультируем по правовым вопросам и не оказываем юридическую помощь медучреждениям. Но вы всегда можете обратиться к нам для подбора оборудования и материалов в соответствии с требованиями Росздравнадзора.