С чего начать ремонт помещений под клинику? Как координировать работы и контролировать подрядчика? О составе, порядке ремонтно-строительных работ, организации процесса и ресурсах для ремонта рассказал Александр Шаров, директор и главный инженер архитектурно-строительного бюро «СпецМедПроект». По материалам его статьи в Dental Times мы сделали краткую пошаговую инструкцию для стоматологических клиник.
Определение объема, задач и исполнителей
Для определения объемов и видов ремонтно-строительных работ заказчик (клиника или стоматологический центр) должен составить задание на производство. В нем формулируются задачи ремонта, оговаривается выбор материалов, оборудования, определяется технологическое и эргономическое наполнение в соответствии с составом и структурой клиники.
Для выполнения работ клиника может:
-
Привлечь генерального подрядчика, который будет нанимать, координировать специалистов и отвечать за общий результат, в том числе за результат работ отдельных бригад.
-
Нанимать на каждый вид работ отдельную бригаду, самостоятельно контролировать и координировать процесс.
Чтобы понимать, как идет работа на стройке, немного расскажем о распределении ролей. Общие строительно-монтажные работы выполняют строительно-монтажные организации или мастера. За взаимодействие с заказчиком, координацию процесса и приемо-сдаточные испытания отвечает бригадир. Главный инженер проекта или архитектор-дизайнер ведет авторский надзор. К некоторым задачам – монтаж оборудования, мебели, рентген-установок – привлекаются специализированные сервисные организации. Соблюдение технологии, расхода материалов контролирует специалист технического надзора – сотрудник независимой организации, действующей в интересах заказчика. Он же проверяет качество скрытых работ (инженерные коммуникации, огнезащита, рентгенозащита и пр.) и конструкций усиления.
Виды строительно-монтажных работ
Если разделить весь объем ремонтно-строительных работ на основные категории, получится список из девяти пунктов. Мы приводим их в той последовательности, в какой должны вестись строительно-монтажные работы:
-
Общестроительные черновые и чистовые. Сюда входит демонтаж перегородок и покрытий, шумоизоляция и возведение перегородок, стяжка, гидроизоляция, штукатурка, шпатлевка и монтаж потолков.
-
Сантехнические работы по прокладке сетей холодного (ХВС), горячего водоснабжения (ГВС) и канализации.
-
Устройство или ремонт вентиляции, систем кондиционирования и отопления.
-
Прокладка или модернизация сетей электроснабжения.
-
Организация или модернизация слаботочных систем, включая локальную вычислительную сеть, видеонаблюдение, сигнализацию, контроль доступа и IP-телефонию.
-
Монтаж или ремонт систем противопожарной защиты.
-
Устройство рентгензащиты для кабинетов с рентгеноборудованием.
-
Организация сетей медицинского газоснабжения (устройство систем аспирации и подачи сжатого воздуха).
-
Установка индивидуальных изделий и декора.
Все этапы контролирует авторский и технический надзор. Специалисты этих служб – главный инженер, медицинский технолог и архитектор-дизайнер – действуют в интересах заказчика, обеспечивая точность реализации проектных решений и согласование изменений по ходу ремонтно-строительных работ. По каждому этапу специалисты авторского и технического надзора проверяют комплект исполнительной документации, актируют скрытые работы и сверяют исполнительные чертежи с проектными решениями.
Прокладку, монтаж и ремонт индивидуальных изделий, коммуникаций и медицинского оборудования контролируют сервисные инженеры поставщика. В их сфере ответственности – протоколы измерений, акты скрытых и выполненных работ по монтажу и испытанию оборудования.
Восемь советов по организации ремонта в стоматологической клинике
-
Перед началом работ разметьте все помещения и конструкции, чтобы проверить эргономику пространства.
-
Определитесь с составом работ, согласуйте последовательность и назначьте ответственных лиц. Для оперативного обсуждения вопросов по ремонту создайте группу в любом из мессенджеров.
-
Удостоверьтесь, что получены все необходимые согласования от Управляющей компании (УК), собственника помещения, МЧС, энергосбытовой организации, Жилинспекции и Роспотребнадзора.
-
Продумайте, на каком этапе возможны задержки и осложнения. Как правило, задержки в производстве работ возникают из-за изменения задания на проект или строительно-монтажные работы, а также при согласовании работ с собственником и УК. Сроки реализации одного или нескольких этапов могут затягиваться из-за задержки с поставками материалов и индивидуальных изделий.
-
Найдите место для рабочих совещаний и хранения проектной, исполнительной документации. Продумайте, где будут храниться отделочные материалы и расходники, особенно те, которые закупаются заранее или могут стать причиной срыва сроков.
-
При выборе строительно-монтажной организации обращайте внимание на отраслевой опыт и готовые объекты. Проверьте, есть ли у подрядчика свидетельство СРО и другие разрешительные документы. Так, для прокладки системы противопожарной защиты у подрядной организации должна быть действующая лицензия МЧС, а для рентгензащиты кабинетов исполнитель должен иметь свидетельство СРО на соответствующие работы.
-
Расходы на ремонт считайте не по стоимости квадратного метра, а по смете. В свою очередь смета составляется на основе проектной документации.
-
Уточните, готов ли генеральный подрядчик включить в договор график производства работ, оформлять исполнительную документацию в полном составе и проводить испытания.
-
Удостоверьтесь, что сроки ремонта обоснованы предлагаемыми технологиями и реальны при заданном объеме.
Многолетний опыт компании «СпецМедПроект» показывает, что ошибки, нарушения и срывы сроков ремонтно-строительных работ – это результат слабой подготовки и отсутствия продуманных проектных решений. Выделите ресурсы на планирование, поиск ответственного подрядчика и контроль, и тогда ремонт клиники пройдет гладко и завершится в запланированные сроки.